15 августа 2023 в 13:59 Обновление: 3 февраля 2024 в 23:40
Содержание:
- Новый порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям,
- Ответственность за отступления при исполнении гособоронзаказа,
- Снижение максимальных сроков наказания по квалифицированным налоговым составам преступлений,
- Усложнение процедуры заключения под стражу и уточнение порядка продления сроков следствия в отношении арестованных предпринимателей,
- Ожидаемые изменения уголовного законодательства.
Новый порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям
В марте 2023 года, вступили в силу изменения в ст. 140 и ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ). Теперь возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям, предусмотренных ст. 198–199.2 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ), возможно только на основе материалов налоговых органов, где делается вывод о возможном наличии состава преступления.
Изменения касаются следующих ситуаций:
- уклонение физлица от уплаты налогов, сборов или физлица — плательщика страховых взносов от их уплаты;
- уклонение организации от уплаты налогов, сборов, страховых взносов;
- неисполнение обязанности налогового агента;
- сокрытие денежных средств либо имущества организации или ИП, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов.
Уголовное дело могут возбудить при уклонении физического лица от уплаты налогов на сумму от 2,7 млн руб., организаций — от 15 млн руб.
Порядок направления материалов налоговой проверки закреплен в п. 3 ст. 32 Налогового кодекса (далее – НК РФ). Передать информацию о наличии в действии налогоплательщика состава преступления налоговики могут не ранее чем через 75 дней со дня вступления в силу решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности.
Статья 101 НК РФ описывает порядок вступления в силу решения о привлечении к ответственности. Решение ФНС вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения. В случае обжалования этого решения в апелляционном порядке (в вышестоящем налоговом органе) срок вступления решения в силу переносится на момент, когда свою позицию по нему выскажет вышестоящий орган. Данное положение закреплено в ст. 101.2 НК РФ.
Напомним, в 2011-2014 гг. налоговые преступления возбуждались с обязательным учетом мнения налогового органа. После отмены данного правила правоохранители стали возбуждать дела на основании любых материалов. Это могла быть информация в сети «Интернет», информация, полученная от сотрудников компании (в том числе бывших), жалобы конкурентов, материалы собственных проверок.
Отмена правила об обязательном учете мнения налоговой дела по налоговым преступлениям привела к тому, что возбуждение уголовных дел стало способом давления на бизнес. Количество возбужденных дел по налоговым преступлениям увеличилось более чем в два раза по сравнению с 2011-2014 гг.
В результате налогоплательщик мог оказаться в следующей ситуации: налоговая ещё не приняла никакого решения (либо ее позиция оспаривалась в суде), а гражданин или организация уже были вынуждены вносить деньги в бюджет, чтобы уголовное дело прекратили.
Это приводило к тому, что:
- размер ущерба, установленный следствием, не соответствовал сумме доначислений при налоговой проверке;
- даже согласие налогового органа с позицией налогоплательщика не могло повлиять на уголовное дело;
- оспорить решение налоговой инспекции в суде после оплаты чаще были неудачными: с точки зрения суда, «заплатил» равно «признал вину».
Новый порядок призван устранить данные нарушения и противоречия между действиями следствия и налогового органа. Поэтому изменения в законодательстве однозначно позитивны. Изменения в УПК РФ не распространяются на уже возбужденные дела, поскольку закон не имеет обратной силы.
Ответственность за отступления при исполнении гособоронзаказа
В сентябре минувшего года вступили в силу статьи 201.2 и 201.3 УК РФ, касающиеся предпринимателей-исполнителей государственного оборонного заказа (ГОЗ).
В Уголовном кодексе появилась новая статья — 201.2 УК РФ «Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа».
Часть 1 ст. 201.2 УК предусматривает ответственность лица, ранее совершившего соответствующее административное правонарушение, связанное с нарушением своих обязательств в рамках ГОЗа, и привлеченного к административной ответственности. Административная ответственность установлена ч. 1 или ч. 2.1. ст. 14.55 КоАП РФ.
К ответственности привлекается лицо, которое нарушило условия госконтракта по государственному оборонному заказу, касающихся:
- количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг;
- срока поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- либо срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), поставляемых по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования.
Согласно части 2 той же ст. 201.2, за нарушения, которые повлекли за собой ущерб государству в размере свыше 5% от цены госконтракта или договора (но не менее 5 млн руб.), положено уголовное наказание вне зависимости от того, привлекался ли предприниматель ранее к административной ответственности.
Такие уточнения законодательства необходимы, однако они не снимают ранее существовавшей проблемы. До вступления в силу новых статей при невыполнении условий по ГОЗу обычно применяли ст. 159 УК РФ (мошенничество). Однако конкретное разграничение играет важную роль.
Также была принята новая ст. 201.3 УК РФ «Отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа». По ст. 201.3 УК РФ, теперь установленные законом поставщики, ранее привлеченные к административной ответственности по соответствующей статье КоАП РФ, несут уголовную ответственность за отказ или уклонение от заключения обязательного контракта. Ч. 1 ст. 201.2 УК РФ содержит специальное основание для освобождения от уголовной ответственности при добровольном устранении допущенных нарушений. Однако, если следствие возбудит дело по ст. 159 УК РФ, эта возможность для предпринимателя будет утрачена.
На сегодняшний день отсутствуют случаи привлечения к ответственности по новым статьям, однако руководителям государственных предприятий следует быть аккуратными, учитывать нововведения в своей работе.
Снижение максимальных сроков наказания по квалифицированным налоговым составам преступлений
Подобные поправки в закон были продиктованы указаниями Президента РФ, которые он озвучил в 2022 году. По мнению разработчиков законопроекта, снижение максимальных сроков наказания по налоговым преступлениям, а также освобождение от уголовной ответственности в случае полного возмещения ущерба казне призваны улучшить деловой климат в стране, снизить нагрузку на бизнес, повысить престижность предпринимательства.
Первое изменение касается обязанности следователя отказать в возбуждении уголовного дела по налоговым преступлениям или прекратить имеющееся дело, если подозреваемый полностью уплатит в бюджет недоимки, пени и штрафы в полном объеме. До принятия изменений такой привилегией пользовались только лица, которые впервые привлекались к уголовной ответственности. Теперь правило о полном возмещении ущерба и освобождении от уголовной ответственности распространяется на всех лиц.
Вторая поправка связана с изменением наказания за уклонение от уплаты налогов, неисполнение обязанностей налогового агента в особо крупном размере. Речь идет о неуплате более 45 миллионов рублей за три финансовых года. Наказание было снижено с шести до пяти лет максимального срока лишения свободы.
Аналогичные поправки внесены в статью 199.2 УК РФ. В данной статье предусмотрена ответственность за сокрытие в особо крупном размере денег и имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, пеней, штрафов. В новой редакции закона срок лишения свободы снижен с семи до пяти лет.
Снижение срока лишения свободы означает, что деяние было переквалифицировано из тяжкого в преступление средней тяжести. Соответственно, сократились сроки давности привлечения к уголовной ответственности (с десяти до шести лет).
Усложнение процедуры заключения под стражу и уточнение порядка продления сроков следствия в отношении арестованных предпринимателей
В июне 2023 года Президент В.В. Путин подписал закон, который регулирует вопросы заключения под стражу бизнесменов и топ-менеджеров коммерческих компаний. Основной посыл изменений – собственники бизнеса и руководители в случае возбуждения в отношении них уголовного дела должны иметь возможность продолжать вести свой бизнес.
Заключение под стражу возможно только в следующих случаях:
- подозреваемый или обвиняемый не имеет места жительства или места пребывания на территории России;
- предприниматель нарушал ранее избранную меру пресечения, скрывался от органов предварительного расследования или от суда.
Во всех остальных случаях суд должен выбирать меру пресечения, которая не связана с ограничением свободы: подписка он невыезде, домашний арест, залог и др.
Ожидаемые изменения уголовного законодательства
5.1. Увеличение пороговых сумм ущерба по экономическим преступлениям. Изменение пороговых значений затронет все составы, связанные с причинением материального ущерба, как то: валютные преступления, кража, налоговые преступления. Это позволит сократить количество случаев необоснованного привлечения бизнесменов к уголовной ответственности.
С момента установления значений такого квалифицирующего признака преступлений как материальный ущерб прошло довольно много времени. С учетом инфляции значения должны быть пересмотрены как минимум на 12%.
5.2. Реформирование составов, связанных с налоговыми правонарушениями. Это позволит соотнести уголовное законодательство с текущими реалиями налогообложения.
Проблема несоответствия составов налоговых преступлений назревала давно, поскольку все эти составы были сконструированы без учёта современных способов уклонения от уплаты налогов, а также новых способов ведения предпринимательской деятельности.
Также в ходе правоприменительной практики выявлена проблема, при которой за однородные преступления разные субъекты предпринимательской деятельности несут разную ответственность.
Например, ИП и ООО с единственным участником ведут однородную деятельность. Оба не платили налоги и через год сумма недоимки оставила 10 млн рублей. ИП может быть привлечён к уголовной ответственности, а учредитель ООО — нет.
Подобная ситуация свидетельствует о необходимости унифицирования ответственности за идентичные правонарушения.
5.3. Частичная декриминализация некоторых уголовных составов.
Речь идет о ст. 170 УК РФ (регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом), ст. 170.2 УК РФ (внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания и т.п.), а также ст. 185.1 УК РФ (злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации по закону о ценных бумагах). Статистика показывает, что по данным составом редко привлекают кого-либо к уголовной ответственности, поэтому данные составы можно назвать нерабочими.
5.4. Появление новых составов преступления.
Планируется ввести новую статью 173.3 УК РФ «Сбыт и (или) представление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций». За представление заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам или организациям либо сопряжены с извлечением дохода в крупном размере, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 100 тыс. до 300 тысяч рублей, либо принудительных работ на срок до четырех лет, либо лишение свободы на срок до четырех лет. Если деяния совершены организованной группой или повлекли причинение особо крупного ущерба, наказание составит до семи лет лишения свободы. Счет-фактура и декларации признаются подложными, если они изготовлены с использованием подставных лиц либо с незаконным использованием персональных данных, содержат заведомо ложные сведения об отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг, передаче имущественных прав.
5.5. Ужесточение наказания за отдельные преступления.
В настоящий момент во втором чтении Госдумой рассматривается законопроект ФАС об ужесточении наказания за ограничение конкуренции на торгах. Планируется усилить ответственность за деяния, ограничивающие конкуренцию путем заключения картельных соглашений.Появляются новые виды наказания: принудительные работы и лишение свободы.
Статья дополняется новыми отягчающими обстоятельствами:
- если деяние повлекло повышение, снижение или поддержание цен на торгах, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством;
- совершение преступления организованной группой.
Балдин Дмитрий Александрович Директор адвокатского бюро «Правовая гарантия».
Адвокат с опытом более 20 лет.