Получение взятки (ст. 290 УК РФ) является одним из самых распространенных коррупционных преступлений.
С помощью взятки люди пытаются влиять в свою пользу на действия и решения должностных лиц путем их незаконного материального стимулирования в самом широком смысле слова.
Содержание
- Что же такое взятка?
- Стоимость взятки,
- Размер взятки,
- Кто может получить взятку?
- За что именно дается взятка?
- Получение взятки – формальный состав преступления,
- Что такое вымогательство взятки?
Что же такое взятка?
Чаще всего взятка — это конечно деньги, в том числе, в волюте. При этом взяткой являются и другие выгоды различного рода, такие как, ценные бумаги, имущество (изделия из драгоценных металлов, автомашины, квартиры, загородные дома и др.), услуги имущественного характера (лечение, строительство, ремонт, оплата развлечений и т.д.), имущественные права и др.
Взяткой может быть даже имущество, изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие и др.)
Иногда взятка дается в завуалированной форме (заключение фиктивного договора с выплатой зарплаты взяточнику или его родственникам; получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, книги, статьи; «случайный» выигрыш в казино и др.)
Стоимость взятки
В уголовном деле любая взятка обязательно должна получить денежную оценку. Все вышеперечисленное в качестве взятки имеет свою стоимость. И эта стоимость обязательно должна быть определена.
В этой связи Пленум Верховного Суда РФ в п. 9 постановления от 09 июля 2013 г. №24«О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» разъяснил, что денежная оценка предмета взятки производится на основе доказательств каждой из сторон (действительная стоимость, цены, расценки или тарифы за услуги, сложившиеся в той местности, где совершено преступление, или действовавшие на момент совершения преступления), а при необходимости с учетом заключения специалиста или эксперта.
Не могут быть взяткой услуги материального характера, то есть, когда лицо получает выгоду, которую нельзя оценить в денежном эквиваленте. Установленная денежная оценка взятки определяет ее размер и влияет на квалификацию преступления.
Иными словами, размер взятки во многом будет определять итоговое наказание по делу, вследствие чего, защитник должен сделать все возможное для снижения размера взятки, вменяемого его доверителю.
Важно понимать, что размер взятки не всегда можно определить однозначно, особенно если происходит получение не денежных средств, а, например, имущества или услуг имущественного характера.
Как правило в подобных случаях стоимость взятки в денежном выражении определяется исходя из рыночной стоимости данных предметов или услуг во время совершения преступления. С такой информацией защита уже может работать, например, путем оспаривания стоимости имущества, которую следователь положил в основу своего обвинения. Размер, как говорится, имеет значение и за него стоит побороться.
Размер взятки
Размер взятки может быть значительным, крупным и особо крупным.
- Значительный размер взятки Это сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера и др. превышающая 25 000 рублей.
- Крупный размер Сумма взятки свыше 150 000 рублей.
- Особо крупный размер Сумма взятки свыше 1 000 000 рублей
Размер взятки менее 25 000 рублей, но более 10 000 рублей не является значительным размером, но все равно квалифицируется по данной статье. Таким образом, уголовная ответственность за получение взятки, установленная ст. 290 УК РФ начинается со взятки в размере, превышающем 10 000 рублей. В свою очередь, размер взятки менее 10 000 относится уже к мелкому взяточничеству (ст. 291.1 УК РФ).
Кто может получить взятку?
Закон на это дает однозначный ответ — взятку может получить только должностное лицо, причем неважно лично или через посредника. Под категорию должностного лица подпадают:
- Представители власти
- Лица, выполняющие организационно-распорядительными функциями и (или) административно-хозяйственные функции в государственных органах или организациях, так или иначе связанных с государственным участием.
Согласно примечанию к ст. 318 УК РФ представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Сюда же можно отнести лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций законодательной, исполнительной или судебной власти.
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждением, наложением дисциплинарных взысканий и т.п. Также к этим функциями относятся полномочия по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).
Иными словами, организационно-распорядительными функциями будет обладать не только ректор университета, но и преподаватель, принимающий государственный экзамен, не только руководитель поликлиники, но и врач, имеющий право выдавать больничный лист, и др.
!
Административно-хозяйственными функциями признаются полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий.
Например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием и др.
(п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).
Таким образом, взятку может получить только лицо, обладающее хотя бы одним из рассмотренных выше признаков.
Определение статуса должностного лица является важнейшим моментом в расследовании получения взятки. Если это доказать не удастся, то и получения взятки не будет. Поэтому следователь в обязательном порядке будет пытаться установить должностные обязанности привлекаемого лица: получить приказ о его назначении на должность, изъять должностную инструкцию и др. Если привлекаемое лицо является руководителем, то это облегчает задачу. Если не является, то следователь будет исходить из наличия в его должностных обязанностях организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных функций.
Соответственно, одно из направлений работы защитника по делам о получении взятки – поставить под сомнение вывод следователя, что доверитель вообще является должностным лицом.
Далее, даже если он является должностным лицом, то совершенные им действия (бездействие) обязательно должны входить в его служебные полномочия в противном случае взятки также не будет.
Более того, даже если совершенные им действия (бездействие) входят в его служебные полномочия они обязательно должны относиться к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям иначе состав взятки снова не будет.
Или, например, должностное лицо получило вознаграждение за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением, отношений. Такое деяние тоже не может квалифицироваться как получение взятки.
Как видите нюансов защиты очень много, и все их просто невозможно осветить в одной статье.
За что именно дается взятка?
Взятка дается:
- За совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц,
- За способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию),
- За общее покровительство или попустительство по службе.
Действия (бездействие) должностного лица могут быть как законными, так и незаконным. Законными действия (бездействие) признаются тогда, когда взяткополучатель и без взятки должен был их совершить в соответствии со своими должностными обязанностями, но он совершает их именно за взятку. Например, ускоренное рассмотрение обращения взяткодателя в пределах установленных законом сроков или наоборот затягивание вынесения негативного решения в отношении взяткодателя опять же в пределах установленных законом сроков и др. Под незаконными понимаются действия (бездействие), которые: совершаются должностным лицом с использованием служебных полномочий, однако в отсутствие предусмотренных законом оснований или условий для их реализации; относятся к полномочиям другого должностного лица; осуществляются должностным лицом единолично, в то время как могли быть осуществлены только коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом; состоят в неисполнении должностных обязанностей и др. К ним, в частности, относятся принятие незаконного решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности и др. Защита должна уделять серьезное внимание наличию в уголовном деле доказательств совершения подзащитным незаконных действий (бездействия), поскольку данные деяния являются либо квалифицирующим признаком получения взятки (ч.3 ст. 290 УК РФ), либо качественно изменяют объем обвинения, когда речь идет о взятке в крупном или особо крупном размере, и в целом наказываются строже. Способствование должностным лицом является взяткой в том случае, когда взяткополучатель не наделен полномочиями по совершению желаемых для взяткодателя действий (бездействия), но располагает в силу своего должностного положения достаточными возможностями для воздействия на другое лицо, обладающее такими полномочиями.
Такое способствование выражается в использовании взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания любого влияния на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе, например путем просьб, уговоров, обещаний, принуждения и др. (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09 июля 2013 г. №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»).
Под авторитетом должности взяткополучателя, таким образом, понимается его значимость, совокупность властных полномочий, которыми он наделен в силу занимаемой должности. Все это и позволяет ему оказывать различного рода воздействие на подчиненных, подконтрольных или поднадзорных лиц в целях выполнения ими действий (бездействия), желаемых для взяткодателя. При этом лицо, на которое оказывается воздействие, должно понимать, что отказ от выполнения такой «просьбы» взяткополучателя может повлечь для него негативные последствия.
Общее покровительство или попустительство по службе — это когда взяткополучатель дает согласие взяткодателю в принципе лоббировать его интересы. Взятка передается не за конкретные действия (бездействие) должностного лица, а за его готовность использовать свои полномочия или должностное положение в интересах взяткодателя, если такая возможность представиться или необходимость возникнет.
Общее покровительство по службе может проявляться, в частности, в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам.
К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09 июля 2013 г. №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»).
Получение взятки — формальный состав преступления
Это означает, что если лицо получило хотя бы часть взятки, то преступление считается совершенным. При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению. Если деньги перечислены на счет- то преступление считается оконченным с момента их зачисления, если взятка была в виде услуги или выгоды, то преступление окончено с момента их пользования или получения и т.д.
Что такое вымогательство взятки?
Вымогательство взятки (пункт «б» части 5 статьи 290 УК РФ) является квалифицирующим признаком преступления. Это значит, что при доказанности совершения вымогательства наказание за получение взятки будет более суровым.
Вымогательством взятки является:
- Требование должностного лица дать взятку, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица,
- Заведомое создание должностным лицом условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан).
Следует обратить внимание, что угроза должна быть обязательно законным интересам лица, ставшего объектом вымогательства, иными словами это угроза совершения в отношении него незаконных действий.
В данной статье мы постарались рассмотреть основные аспекты такого коррупционного преступления как получение взятки. Как можно видеть по делам о получении взятки очень много различных нюансов, разобраться в которых, и, как следствие, грамотно защищать своего доверителя сможет только адвокат, имеющий значительный опыт по таким делам.
Адвокатского бюро «Правовая Гарантия» осуществляет защиту по уголовным делам по всем составам преступлений, но в силу сложившейся многолетней практики одним из главных приоритетов нашей деятельности является защита доверителей по экономическим делам и коррупционным преступлениям.
А побороться всегда есть за что.
Так, например, за получение взятки в особо крупном размере осужденный может получить наказание как в виде штрафа в размере 3 миллионов рублей, так и лишение свободы на срок до 15 лет. Как можно видеть разброс в наказании более чем значительный.
Не стоит сбрасывать со счетом возможность переквалификации получения взятки на менее тяжкие преступления, например, ст. 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями), ст. 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий), ст. 159 УК РФ (мошенничество)